Мыс Фиолент поражает воображение своей особой красотой: строгие огромные скалы, синее море, то бушующее, яростное, то спокойное, как зеркало, и бескрайнее голубое небо. Дух захватывает от созерцания этого необыкновенного уголка дикой природы.
Фиолент в переводе с греческого означает "Божья страна". Древние предания утверждают, что именно здесь находился храм богини Артемиды, в котором служила жрицей Ифигения. Она приносила богам кровавые жертвы, сбрасывая с отвесных скал сбившихся с пути путешественников. Историк Симеон Метафраст сообщает, что древнее капище Артемиды, или Девы, как называли ее тавры, разрушили в I веке, когда в эти места пришел Андрей Первозванный. А на склоне горы устроили пещерную церковь, в которой в 310 году поселился епископ Василий, изгнанный из Херсонеса. Эта церковь послужила впоследствии основанием Георгиевского монастыря. Вот как об этом рассказывает предание.
Команда небольшого торгового судна таврических греков во время плавания по Черному морю вблизи обрывистых берегов мыса фиолент была застигнута небывалой для этих мест бурей. Страшный шторм обрушился на маленькое суденышко мужественных греков. Свирепый шквалистый ветер порвал в клочья все паруса, поломал стройные мачты и сорвал надежный руль. Темные и тяжелые тучи спустились низко над бушующими волнами, закрыв весь горизонт, Гигантские разъяренные волны в неукротимой ярости обрушились на палубу и стали нести корабль на высокий невидимый скалистый берег. Видя неизбежную гибель, команда судна бросилась на колени с верою и молитвою. Они подняли руки к небу и стали горячо молиться, обращаясь к святому великомученику Георгию Победоносцу: "О святой Георгий, наш покровитель, помоги нам, спаси нас от неминуемой гибели". Услышав сердечные вопли погибающих, святой Георгий явился перед молящимися, весь в сиянии, из кромешной темноты на небольшой скале в море у берега. Он, воздев руки к небесам, обратился к самому Богу, и его призыв был услышан - буря тотчас же стихла. Избавленные от верной гибели, греки взобрались на эту скалу и там обрели икону великомученика святого Георгия. Они увидели невдалеке высокий скалистый берег и перебрались на него со скалы, взяв с собой икону. В благодарность за свое счастливое спасение они основали в ближайшей пещере на берегу напротив скалы, где явился святой Георгий, пещерный храм и установили там приобретенную икону. Наиболее набожные греки поселились здесь же навсегда, образовав братию. Устроившись жить, они не забывали о своем верном спасителе, каждодневно молились святому Георгию и неустанно трудились, возводя жилые постройки, хозяйственные помещения и ведя образцовое хозяйство.
Свято-Георгиевский монастырь долгое время соседствовал с представителями иных религий: с XIII века хозяевами этой части Крыма стали татары, позже в Чембало обосновались генуэзцы, а в 1475 году турки подчинили себе полуостров, сделав крымских ханов вассалами Порты. Особая Божья благодать все это время охраняла христианский монастырь. Татары с почтением относились к обители и источнику святого Георгия. Сохранилось татарское предание, связанное с Фиолентом. Могучий богатырь отдыхал на площадке, где после появился монастырь, пока его крылатый конь купался в море. Однажды богатырь увидел огромное чудовище, плывущее прямо к его коню, он схватил скалу и швырнул ее. Упав в море, скала раздавила морского змея и стала называться Фиолент. В другой раз все повторилось вновь. Святой Георгий оторвал утес, кинул его и убил чудовище, а на том месте образовался мыс Айя
С утверждением в Крыму татарского ханства жизнь в православных монастырях заметно ухудшилась. В огне набегов гибли храмы и церковное имущество. К началу XVIII века в Крыму сохранились только четыре монастыря.
Жизнь в Георгиевском монастыре возобновилась в 1792 году, здесь поселились девять человек братии - игумен, три иеромонаха, один иеродиакон и четыре монаха. И уже 23 марта 1806 года утвердили штат монастыря: настоятель, пять монахов и тринадцать иеромонахов Черноморского флота. Постепенно рос Черноморский флот, росло и число иеромонахов. Они принимали участие в дальних морских походах, служили в военных крепостях Сухум-кале и Геленджик, в гарнизонах и укреплениях. Георгиевский монастырь стали называть флотским.
В те времена монастырь, несмотря на то, что он являлся базовым для всего Черноморского флота, жил небогато. Кельи монахов полуразрушены, все постройки обветшали и требовали ремонта, контрфорс, подпиравший склон горы, разрушался на глазах, каменный храм во имя святого Георгия стал непригоден для проведения богослужений. Было решено разобрать старый хром и построить на его месте новый, проект для которого разработал архитектор И. Дамошников. Строительство нового храма началось в 1810 году и было завершено в 1815 году.
Балаклавский монастырь посещали многие путешественники и паломники. Здесь часто бывали русские цари и члены императорского дома, ученые, поэты и художники. Для приема гостей в монастыре построили каменные гостиницы, а для офицеров флота - флигели. Балаклавский монастырь пользовался благосклонностью царя. В конце своей жизни Александр I тяготился своими императорскими обязанностями, часто посещал святые обители, ища отдыха и успокоения в религии.
К концу XVIII века стены храма сильно обветшали, но поскольку денег на полную реставрацию не было, их кое-где и кое-как подлатали. Но в феврале 1839 года разыгрался сильный шторм, в результате которого 10,5 метров контрфорса обвалилось, Лишившись опоры, стал разрушаться храм святого Георгия: около его паперти появилась опасная трещина. В 1850 году благоустроенный монастырь был возведен в степень первоклассного.
Вода из источников, находящихся на территории монастыря, считалась лучшей в Крыму. Ее с удовольствием пили монахи, паломники и императоры. В одно из посещений Александру II и его семье монахи в дорогу налили бочонок прохладной и чистой воды. К сожалению, в наши дни вода утратила свой чудесный вкус, источник загрязнен неудачно проложенной в советское время канализацией.
В конце XIX века монастырь отпраздновал свое тысячелетие.
Однако процессы, происходящие в обществе, не могли не отразиться на монастырской жизни. 1914 год нарушил привычный уклад в Свято-Георгиевском монастыре. Ушли в море военные корабли, а вместе с ними - приписанные к ним иеромонахи. И вновь, как более полувека назад, они проводили церковные службы для матросов, подбадривали их в бою и провожали погибших в последний путь.
Установившаяся после Гражданской войны Советская власть сразу провела национализацию движимой и недвижимой собственности. 1922 год был особенно тяжелым для Крыма: люди погибали от голода, Из церквей и монастырей изымали ценности в фонд голодающих, не обошли и Георгиевскую обитель. В 1929 году монастырь решили ликвидировать, а его имущество передать курортному тресту. По просьбе верующих им отдали Крестовоздвиженский храм, однако в 1930 году закрыли и его. Крест на скале Святого Явления разломали и сбросили в море, еще раньше погиб храм во имя святого Георгия. Он пострадал во время землетрясения 1927 года, поэтому его сбросили в море бульдозером, а на его месте построили танцевальную площадку для отдыхающих. От бывшего храма остались лишь фундамент и беломраморные ступени.
Во время Великой Отечественной войны гостиница, братский корпус, трапезная превратились в руины. После войны на территории бывшего монастыря расположилась воинская часть. Только в 1991 году началось возрождение древней обители. 14 сентября освятили в севастопольском храме святителя Николая на Братском кладбище и установили на скале Явления металлический крест. На нем сделали надпись: "Крест воздвигнут 14 сентября 1991 года в празднование 1100-летия основания Георгиевского монастыря, По благословению его Преосвященства, Преосвященного епископа Симферопольского и Крымского Василия с милостивейшим участием Черноморского флота, молитвенным участием духовенства Крымской епархии и благочинного Севастопольского округа священника Георгия Полякова. На благотворительные пожертвования Валерия Алексеевича Черненко".
В октябре 2000 года состоялась закладка храма в честь святого Георгия Победоносца.