В долине реки Бельбек над селом Малое Садовое возвышаются три скалистых мыса. На восточном мысу Куле-Бурун (Башенный мыс) стоит Сюйреньская крепость.
От нее сохранилась часть оборонительной стены и башня, возведенные примерно в VIII веке. Предполагают, что во втором этаже башни позже устроили церковь. Она была расписана фресками, от которых остались лишь фрагменты.
Справа от укрепления, в обрыве мыса Ай-Тодор в средневековье возник небольшой монастырь. Соседство с крепостью не случайно, рядом проходила северная граница княжества Феодоро, которую и защищала Сюйреньская крепость. За ее толстыми стенами в случае опасности могли укрыться жители окрестных деревень и монахи.
Чтобы осмотреть монастырские пещеры, надо, пройдя село Малое Садовое, идти по грунтовой дороге вверх по ущелью. Это ущелье, разделившее Башенный мыс и мыс Ай-Тодор, заросло кустами кизила, можжевельника, терна, деревьями. Затем надо свернуть с основной дороги направо и подняться к подножию скалы, в отвесных боках которой виднеются пещеры.
Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм. Он разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши. Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма. В северо-восточной части церкви располагалась купель. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу - четыре могилы, одна из них маленькая, возможно, детская, еще пять могил находятся в западной части храма. Такое количество могил дает повод думать, что в монастыре хоронили не только монахов, но и защитников крепости. Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, всего 14-16 человек. Поэтому в огромном храме Челтер-Кобы молились и монахи, и воины Сюйреньской крепости, и жители окрестных деревень.
Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии. Такие монастыри посещались большим числом паломников. Точно не известно, в честь какого из трех святых Феодоров - Стратилата, Тирона или Студита - назван монастырь. Предполагают, что это был Феодор Студит.
Святой Феодор Студит родился в Константинополе в 758 году. Он известен тем, что восстановил и обустроил Студийский монастырь, увеличив в нем число монахов до 1000 человек. Преподобный Феодор составил строгий монастырский устав, который приняли и в Киево-Печерской Лавре. Этот устав так и назвали Студийским. Во время правления императора Льва V Армянина началось новое гонение почитателей икон. Святой Феодор Студит с братией совершил крестный ход с иконами вокруг монастыря, проявив мужество в защите веры. За это император отправил его в ссылку, там святого подвергли истязаниям, не давали еды и воды, но преподобный Феодор все переносил с кротостью и молитвою. Через некоторое время император Лев V Армянин был убит восставшими воинами. Новый император Михаил II Травлий, хотя и не был поклонником почитания икон, освободил из заточения всех христиан. Святой Феодор Студит написал много поучительных книг и церковных песнопений. Он умер в 826 году, церковь чтит его память 24 ноября.
В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» - «пещера»).
Если от храма пройти дальше по краю обрыва, можно увидеть длинный грот, ведущий к источнику. В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены». Возможно, еще одна обитель возродится скоро на крымской земле.