На одной из красивейших центральных улиц Севастополя - Большой Морской - находится собор во имя Покрова Божией Матери. Он строился с 1892 по 1905 год по проекту известного архитектора и художника-акварелиста В. А. Фельдмана (1864-1928). За образец архитектор взял каменные русские храмы XVI века. Собор довольно массивный, но не оставляет тяжелого, давящего впечатления. Наоборот, весь он тянется ввысь, к небу: и стрельчатый свод, и каждая из четырех башенок, окружающих купол, и стройная колокольня, которая соединяется с храмом прямоугольным продолжением центрального объема, У башенок и колокольни шатровое покрытие, увенчанное маковками луковичной формы. Собор украшают архитектурные элементы в древнерусском стиле: кокошники, карнизы с лепными фризами, арочные оформления окон. С западной стороны к собору примыкает трапезная, внутри которой два ряда столбов и лестница, ведущая на хоры. Вход в трапезную через похожее на закрытую галерею крыльцо с каменной лестницей. Этот храм севастополь-цы очень любили, его посещали люди разных сословий: моряки и их семьи, служащие и офицеры. Собор включал в себя два храма: верхний - во имя Покрова Пресвятой Богородицы и нижний - во имя святых великомучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.
Святые великомученицы пострадали за Христа в Риме при императоре Адриане в 137 году. Святая София была вдовой и воспитывала трех своих дочерей в христианском благочестии. Весть о красоте, уме и образованности юных дев дошла до императора, и он повелел привести их к себе. Император приказал девушкам принести жертвы языческим богам, но они, приготовленные молитвами и увещеваниями матери, бесстрашно исповедали свою веру в Иисуса Христа. Все три девушки: Вера 12 лет, Надежда 10 лет и Любовь 9 лет, подверглись жестоким пыткам на глазах своей матери, а затем были обезглавлены. Их мать София, похоронив дочерей, умерла на их могиле спустя три дня от горя. Люди погребли ее рядом. София не претерпела телесных мук, но задушевные страдания церковь назвала ее, как и всех ее дочерей, мученицей.
В мае 1916 года в склепы нижнего храма поместили гробы с останками революционеров П.П.Шмидта, С. П. Частника, И. А. Гладкова, Н. Г. Антоненко, казненных на острове Березань. В ноябре 1923 года их перезахоронили на Кладбище коммунаров.
В годы Великой Отечественной войны в соборе разместили госпиталь. В один из дней случилась трагедия: в южный придел попала бомба, и все кто был там погибли. Их похоронили в большой братской могиле рядом с храмом.
После войны собор восстановили, богослужения проводились а нем до 1962 года, Затем его закрыли и передали в пользование архиву. С годами архивных документов становилось все больше, для их хранения требовалось более просторное помещение, но ничего подходящего долго не находили.
Возрождение собора началось в 1992 году, когда освободили от архивных документов северный придел во имя святого великомученика Пантелеймона, его заново освятили 8 апреля. А в начале 1994 года и все здание передали Церкви, к тому времени в нем почти полностью восстановили купола и кресты.
Трагическое событие произошло в храме 17 сентября 1993 года. Во время вечернего богослужения один из присутствующих в храме, совсем еще молодой человек, поджег боевой зажигательной смесью придел собора во имя святого Пантелеймона, в котором в тот момент молились прихожане. К счастью, Бог не допустил гибели людей, кроме самого поджигателя, его, охваченного пламенем, спасти не удалось. От высокой температуры оплавился бетон пола, а иконостас уцелел, огонь почти не тронул его. Теперь этот иконостас украшает Серафимовский придел собора.
В 1998 году начались работы по внутренней росписи храма, Первым расписали придел святого Пантелеймона, его стены украсили одиннадцать сюжетов из жития святого и образ Спасителя. Работал над фресками творческий коллектив художников из Киева: Сергей Одайник, Виктор Козик, готовил эскизы Вадим Козик. Благословил их на этот труд митрополит Владимир (Сабодан), он же помог советом, к каким сюжетам обратиться и как спроектировать общую роспись. А по проекту С. Одайника был устроен замечательный иконостас, он же придумал рисунок для пола собора.