В 1998 году отметил свое 150-летие Воронцовский дворец, расположенный в Алупкинском имении графа Михаила Семеновича Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, видного военного и политического деятеля России XIX века.
Автором проекта был английский придворный архитектор Э.Блор, которому принадлежат идеи конструкций Букингемского дворца и Вестминстерского аббатства. Благодаря опыту, мастерству, таланту Блора и вкусу самого Воронцова, получившего воспитание и образование в Лондоне, дворец представляет собой поразительную гармонию восточного и западного стилей.
Шедевр творческой фантазии Блора - южный фасад здания, оформленный с поистине восточной пышностью. Арка в форме подковы, двухъярусный свод, великолепная резьба по гипсу в нише с изображением лотоса. На фризе ниши надпись арабской вязью, шесть раз повторяющая изречение из Корана: "И нет бога, кроме Аллаха".
Здесь же, у стен южного фасада, начинаются террасы придворцовой части парка. Жемчужина ее - мраморные скульптуры львов, расположившиеся по сторонам лестницы, ведущей к южному входу. Слева, внизу на высоком постаменте покоится спящий лев. На противоположной стороне лев, как бы встревоженный звуком чьих-то шагов, поднимается и прислушивается. Выше стоит пара пробуждающихся, а у ниши южного входа - два бодрствующих льва, как бы застывших на страже дворца. Надпись на постаменте спящего льва гласит, что все шесть изваяний выполнены из мрамора в мастерской итальянского скульптора В.Бонанни.
Северная часть дворца отличается строгостью стиля, типичного для Англии XVI века. Создается впечатление, что Вы перенеслись во времена королевы Елизаветы Тюдор и посетили одну из дворцовых загородных вилл того времени. Отсюда открывается живописный вид на величавую гору Ай-Петри.
Главный подъезд ко дворцу находится с западной стороны. В первые же минуты привлекают к себе внимание башенные часы с боем, установленные в 1841 году. Круглые сторожевые башни, глухие зубчатые стены, окна-бойницы - все это напоминает рыцарские феодальные замки из романов Вальтера Скотта.
Алупкинский дворец - многогранное и интересное явление в архитектуре не только своего времени, но и в наши дни.
Каждый корпус Воронцовского дворца напоминает определенную эпоху и этим вызывает совершенно различные настроения. Но совмещение в одном здании различных архитектурных стилей отнюдь не производит впечатления вычурности - дворец выглядит как неповторимый, целостный художественный ансамбль. Он на редкость органично вписался в живописную панораму Алупки. Его величественные башни, фигурные верхушки многочисленных башен, зубцы стен создают ажурный силуэт, как бы повторяющий рельеф Ай-Петринской горной гряды, вершина которой сама напоминает романтические руины древнего замка. Создается такое ощущение, что Вы совершаете путешествие по истории, что дворец возводился не сразу, а строился на протяжении многих столетий. "Не знаю, что более достойно здесь любопытства и удивления: обширный ли замок, сооруженный из крымского камня, твердость которого не могут сокрушить века, или сказочные сады с деревьями и цветами, прелесть которых нельзя вообразить, не увидав их", - писала в прошлом веке русская путешественница О. Шишкина об Алупкинском парке.
Красота парка, действительно очаровывает. Можно долго бродить по извилистым дорожкам, любуясь роскошными деревьями, тенистыми рощами, бархатными полянами, причудливыми нагромождениями каменных глыб, неповторимыми видами, открывающимися на море, дворец, Ай-Петри... Романтическая красота алупкинского пейзажа привлекала многих художников: И.И.Левитана, В.И.Сурикова, А.И.Куинджи, итальянского художника Карло Боссоли.
Можно с уверенностью сказать, что нигде, кроме Алупки, нет такого сочетания архитектурного гения с гением пейзажиста, моря с горами, камня с лесом, дикости природы с изяществом цивилизации.
И сегодня, кто хоть однажды побывал в Алупкинском парке, вряд ли сможет забыть величавый силуэт горы Ай-Петри, бесконечную даль моря, живописные прибрежные скалы, и, конечно же, дворец необычной архитектуры, что возвышается среди зелени прекрасного старинного парка.